Тема: Бухгалтерский учет ( Бухгалтерский учет в Украине ).
О трудовой деятельности работников
Ваше обращение рассмотрено Юридическим управлением Министерства, и в пределах своей компетенции сообщаем следующее.
1. Вопросы, связанные со служебными командировками, регулируются статьей 121 Кодекса законов о труде Украины (322-08) (далее - КЗоТ), Постановлением Кабинета Министров Украины от 23.04.99 г.. N 663 (663-99-п) " о нормах возмещения командировочных расходов в пределах Украины и за границу "и Инструкцией о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 13.03.98 г.. N 59 (z0218-98) (далее - Инструкция).
Пунктом 1 раздела I Инструкции (z0218-98) установлен порядок направления в командировку в пределах Украины работников предприятий всех форм собственности. В частности, пунктом 1.1 Инструкции установлено, что руководитель предприятия (или его заместитель) направляет работников в командировку по приказу (распоряжению) с указанием: пункта назначения, названия предприятия, куда командируется работник, срока и цели командировки.
Согласно нормам Инструкции (z0218-98), если работник специально командирован для работы в выходные или праздничные и нерабочие дни, то компенсация за работу в эти дни выплачивается в соответствии с действующим законодательством.
Оплата за работу в выходной день исчисляется по правилам статьи 107 КЗоТ Украины (322-08).
В соответствии с положениями статьи 107 КЗоТ Украины (322-08) работа в выходной день оплачивается в двойном размере. А именно:
1) сдельщикам - по двойным сдельным расценкам;
2) работникам, труд которых оплачивается по часовым или дневным ставкам, - в размере двойной часовой или дневной ставки;
3) работникам, получающим месячный оклад, - в размере одинарной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа в праздничный и нерабочий день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячную норму.
2. В соответствии с частью первой статьи 492 КЗоТ (322-08) о предстоящем высвобождении работники персонально предупреждаются не позднее чем за два месяца.
Одновременно с предупреждением об увольнении в связи с изменениями в организации производства и труда собственник или уполномоченный им орган предлагает работнику другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации. При отсутствии работы по соответствующей профессии или специальности, а также в случае отказа работника от перевода на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации работник, по своему усмотрению, обращается за помощью в государственную службу занятости или трудоустраивается самостоятельно (часть третья статьи 492 КЗоТ (322-08).
То есть при высвобождении работнику должна быть предложена работа по соответствующей профессии (специальности) и только при отсутствии такой работы - другая работа, на предприятии, в учреждении, организации.
Вместе с тем согласно части третьей статьи 18 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" (875-12) предприятия, учреждения, организации, физические лица, использующие наемный труд, обязаны выделять и создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов , в том числе специальные рабочие места, создавать для них условия труда с учетом индивидуальных программ реабилитации и обеспечивать другие социально-экономические гарантии, предусмотренные действующим законодательством, предоставлять государственной службе занятости информа цию, необходимую для организации трудоустройства инвалидов, и отчитываться перед Фондом социальной защиты инвалидов о занятости и трудоустройстве инвалидов в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Согласно части первой статьи 19 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" (875-12) для предприятий, учреждений, организаций, в том числе предприятий, организаций общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд, устанавливается норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере четырех процентов среднесписочной численности штатных работников учетного состава в год, а если работает от 8 до 25 человек - в количестве одного рабочего места.
Предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, использующие наемный труд, самостоятельно рассчитывают количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с нормативом, установленным частью первой настоящей статьи, и обеспечивают трудоустройство инвалидов. Во время расчетах количество рабочих мест округляется до целого значения (часть вторая статьи 19 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" (875-12).
Согласно части пятой статьи 19 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" (875-12) выполнением норматива рабочих мест в количестве, определенном в соответствии с частью первой настоящей статьи, считается трудоустройство предприятием, учреждением, организацией, в том числе предприятием, организацией общественных организаций инвалидов, физическим лицом, использующим наемный труд, инвалидов, для которых это место работы является основным.
За невыполнение норматива рабочих мест для инвалидов предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, использующие наемный труд, ежегодно уплачивают соответствующим отделениям Фонда социальной защиты инвалидов административно-хозяйственные санкции, предусмотренные статьей 20 Закона Украины " об основах социальной защищенности инвалидов в Украине "(875-12).
Таким образом, нормы статьи 492 КЗоТ (322-08) и нормы статей 18 и 19 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" (875-12) не является взаимозаменяемыми для их применения.
3. В соответствии с частью четвертой статьи 64 Хозяйственного кодекса Украины (436-15) предприятие имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, согласовывая вопрос о размещении таких подразделений предприятия с соответствующими органами местного самоуправления в установленном законодательством порядке. Такие обособленные подразделения не имеют статуса юридического лица и действуют на основании положения о них, утвержденного предприятием.
Порядок исчисления средней заработной платы (дохода) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию (далее - Порядок) утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 г.. N 1266 (1266-2001-п).
Пункт 7 указанного Порядка (1266-2001-п) предусматривает, что средняя заработная плата застрахованного лица исчисляется исходя из начисленной заработной платы по видам выплат, включающих основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты (в том числе в натуральной форме) , которые определяются согласно нормативно-правовым актам, принятым в соответствии с Законом Украины "Об оплате труда" (108/95-ВР), и подлежат обложению налогом с доходов физических лиц, без учета предусмотренных законодательством льгот по уплате с предназначенного налога или сумм, на которые этот доход уменьшается, с которых уплачивались страховые взносы в фонды общеобязательного государственного социального страхования.
Согласно положениям Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.2004 г.. N 5 (z0114-04), вознаграждения и поощрения, осуществляемые раз в год или имеют разовый характер (в частности, вознаграждения по итогам работы за год или единовременные поощрения, не связанные с конкретными результатами труда (например, к юбилейным и памятным датам, как в денежной, так и в натуральной форме), включаются в других поощрительных и компенсационных выплат, является частью фонда оплаты труда.
4. В соответствии с частью первой статьи 38 КЗоТ (322-08) работник имеет право расторгнуть трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, предупредив об этом собственника или уполномоченный им орган письменно за две недели.
Действующее законодательство о труде Украины не содержит исключений относительно продления срока письменного предупреждения работодателя работником об увольнении по собственному желанию в зависимости от профессии (должности) такого работника.
Статья 47 КЗоТ (322-08) содержит императивное правило относительно обязанности собственника или уполномоченного им органа произвести полный расчет и выдать трудовую книжку работнику в день его увольнения.
Ответственность за задержку расчета по вине собственника или уполномоченного им органа при увольнении работника предусмотрена статьей 117 КЗоТ (322-08), а за задержку выдачи трудовой книжки по вине собственника или уполномоченного им органа работнику выплачивается средний заработок за все время вынужденного прогула в порядке части четвертой статьи 235 КЗоТ.
5. В соответствии с частью первой статьи 21 КЗоТ (322-08) трудовой договор - это соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные и законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.
Прием работника на работу осуществляется на соответствующую вакантную должность согласно штатному расписанию (Дополнительно: тематическая подборка штатное расписание ), Утвержденным на предприятии, в учреждении, организации, к которому необходимо вносить изменения в случае необходимости приема на работу еще одного работника тождественной профессии, то есть в штатное расписание необходимо ввести еще одну должность.
Также в случае временного отсутствия определенного работника на отсутствие выполнения его служебных обязанностей можно возложить на другого работника в порядке временного покровительства соответствующим приказом (распоряжением) по предприятию, учреждению, организации.
В соответствии со статьей 1351 КЗоТ (322-08) письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены с работниками (достигшими восемнадцатилетнего возраста), занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей. Перечень таких должностей и работ утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.12.77 г.. N 447/24 (v0447400-77) (далее - Перечень), которая действует на территории Украины в соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины от 12.09.91 г.. (N 1545-XII (1545-12) "О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР".
В абзаце втором раздела I Перечня (v0447400-77) указано, что договор о полной материальной ответственности могут заключаться с кассирами, а также другими работниками, выполняющими обязанности кассиров.
Так, в соответствии с частями второй и четвертой пункта 4.8 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 15.12.2004 г.. N 637 (z0040-05), предприятия, штатным расписанием которых не предусмотрена должность кассира (или в случае временной его замены), выполнение его обязанностей может полагаться соответствии с письменным распоряжением руководителя на бухгалтера или другого работника, с которым заключен договор о полной материальной ответственности (аналогичная норма была предусмотри на пунктом 4.8 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 19.02.2001 г.. N 72 (z0237-01).
То есть договор о полной материальной ответственности могут быть заключены с бухгалтером (бухгалтером), если он выполняет обязанности кассира (постоянно или временно) в соответствии с письменного приказа (распоряжения) руководителя.
Также следует отметить, что отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка влечет административную ответственность в соответствии со статьей 1642 Кодекса Украины об административных правонарушениях (80731-10, 80732-10).
6. Что касается корректировки заработной платы при исчислении средней заработной платы для оплаты времени отпуска, то с целью недопущения снижения средней заработной платы в связи с повышением на предприятии, в учреждении, организации тарифных ставок, окладов пунктом 10 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 г.. N 100 (100-95-п), предусмотрено осуществление корректировки заработной платы.
Так, указанным выше пунктом определено, что в случае повышения тарифных ставок и должностных окладов на предприятии в соответствии с актами законодательства, а также по решениям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями), в расчетном периоде и в периоде, в течение которого за работником сохраняется средний заработок, заработную плату, включая премии и другие выплаты, учитываемые при исчислении средней заработной платы, за промежуток времени до повышения корректируют на коэффициент повышения.
Коэффициент, на который следует прокоригуваты выплаты, включаемые при исчислении средней заработной платы, рассчитывается путем деления оклада (тарифной ставки), установленного после повышения, на оклад (тарифную ставку) до повышения.
На хозрасчетных предприятиях и в организациях корректировка заработной платы производится с учетом их финансовых возможностей, то есть Порядком (100-95-п) предусмотрена возможность уменьшения коэффициента корректировки. Но это не значит, что корректировка не производится вовсе.
В случае уменьшения коэффициента корректировки следует издать приказ (распоряжение), который согласовывается с профсоюзами или другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом.
Начальник Юридического управления I.Тубелець