общественный Пространство
Мария Голуб, експертка Центра поддержки реформ при Кабмине, експертка РПР, и експертка Информационной кампании «сильные вместе» , Поделилась своими соображениями относительно темпов евроинтеграции со времен Майдана, рассказала об актуальных успехи и неудачи процесса, и оценила роль гражданского общества сегодня в евроинтеграционных реформах.
Мария: Я представляю Украинский Центр Европейской Политики, а также кампанию «сильные вместе» - платформу, которая объединяет посольства стран-членов ЕС, украинских экспертов, общественных активистов, дипломатов, представителей органов власти в огромную коалицию людей, которые хотят популяризировать Соглашение об ассоциации и те выгоды, которые несет для нас усиление сотрудничества с Европейским Союзом.
Общественное пространство: Можете в нескольких словах проанализировать целом период после Майдана, период после подписания Соглашения об ассоциации: что, по вашему мнению, положительного, а что отрицательного произошло за это время как раз в теме евроинтеграции?
Мария: На самом деле, евроинтеграционный процесс - один из самых болезненных, с которыми сталкивалась наша страна, потому что мы все знаем - Революция Достоинства началась как евромайдан. Очень много проблем возникло, собственно, с подписанием Соглашения, так как ее разделили на две части: сначала состоялось политическое подписания в 2014 году, а затем, под давлением России, нам пришлось отложить важнейшую, экономическую, часть - это то, что касается зоны свободной торговли - в год, до 2016 года. И процесс подписания и процесс подготовки, и процесс имплементации Соглашения об ассоциации - вообще весь евроинтеграционный процесс в нашей стране идет очень сложно. Если сравнивать, например, с двумя другими странами - Молдовой и Грузией, которые так же, как и мы, почти в то же время подписали Соглашение об ассоциации - это, наверное, с наибольшими проблемами сталкиваемся именно мы. Это зависит и от определенных политических моментов, и от социальных, и от экономических, и от того, что мы - единственная страна, которая ведет полномасштабную войну с Россией, хотя похожи проблемные ситуации есть и в Грузии, и в Молдове.
С самых позитивных моментов: можно сказать, что процесс пошел. Сейчас, по состоянию на 2016 год, есть определенная политическая воля выполнять Соглашение об ассоциации, даже на самом высоком уровне. Мы как общественные активисты, как эксперты, требовали также назначение конкретного человека, ответственного за европейскую интеграцию - профильного вице-премьера по вопросам европейской интеграции. Мы этого требовали, начиная с 2014 года, и вот только в апреле 2016-го на эту должность была назначена Иванна Климпуш-Цинцадзе. Это огромный позитив, потому что Иванна - уверена, опытная и убеждена евроинтеграторка и евроатлантистка. Однако политический аспект теперь не очень благоприятный через переформатирование Кабмина, потому, что у нас один политический кризис завершается - и сразу начинается другая, как всегда. Как было, так и остается - начинают говорить: «Нам не до евроинтеграционных работ, у нас война, у нас экономический кризис, у нас снова возможные выборы на носу - нам не к евроинтеграции». Наименее благоприятный, возможно, акцент сложился в международной среде, потому что, собственно говоря, Евросоюз тоже сейчас переживает не лучшие но не стабильные для себя времена. Мы увидели, что происходит сейчас с "брекзитом" Великобритании - вообще не понятно, чем это закончится. В этом же году мы пережили референдум в Голландии, когда была поставлена под угрозу полноценное вступление в силу нашей Соглашения об ассоциации. Поэтому, к сожалению, гораздо больше каких-то негативных моментов. Среди положительных моментов можно отметить области энергетики, транспорта, экологии - это те сферы, которые являются очень важными, и в них наблюдается определенный прогресс, хотя бы на уровне подготовки и принятия определенных законов. Но опять же, если, например, в энергетике можно проследить, что многие законы приняты, вступило в действие, но есть определенный ступор на стадии имплементации, то в таких сферах, как транспорт, экология, очень много законопроектов министерства разработали, но из-за очень сложный процесс прохождения этих евроинтеграционных законов, они застряли где-то в парламенте - у депутатов элементарно не доходят до них руки.
Общественное пространство: Почему депутаты обращают на них так мало внимания, что стопорит процесс: политическая воля или что-то еще?
Мария: Нет однозначного ответа на этот вопрос. Во-первых, именно классическая евроинтеграция очень сложная: антикоррупция, судебная реформа, децентрализация - это все тоже евроинтеграция. Потому что у нас есть Повестка дня ассоциации, более политический, рамочный, и является именно евроинтеграция - это выполнение и имплементация директив ЕС, осуществления очень сложных, ключевых, технических реформ, например, приведение нашего законодательства в соответствие с европейским в части санитарных и фитосанитарных норм и стандартов, технических регламентов - это очень-очень сложные темы, которые затрагивают во многом такие узкие, корпоративные, лоббистские интересы, поэтому есть определенная сложность.
Например, экология чрезвычайно важно законопроект «Об оценке воздействия на окружающую среду», без него никакого прогресса в евроинтеграции не будет. Так, например, Украина ратифицировала Конвенцию Эспо, согласно которой мы должны принять Закон «Об оценке воздействия на окружающую среду». Секретариат Конвенции пока просто завален письмами-жалобами на Украине о том, что мы элементарно не выполняем тех международных обязательств, которые на себя взяли. Но в парламенте присутствует достаточно сильное и мощное промышленное лобби, которое уже в очередной раз блокирует принятие этого законопроекта, несмотря на то, что мы очень открыты к обсуждению - как общественность, эксперты, так и Министерство экологии, которое также поддерживает этот законопроект. Давайте тогда обсуждать, если есть чувствительные моменты для наших производителей и предпринимателей, давайте правильно выписывать определенные нормы, чтобы, с одной стороны, мы полностью выполняли Соглашение и обязательства, а с другой - не несли угрозы национальному производителю. К сожалению, пока нам не удается принять этот законопроект даже в первом чтении.
Очень много сложных технических деталей касаются как раз гармонизации фитосанитарных стандартов - это та сфера, которая отвечает за возможность наших производителей выходить на рынки Европейского Союза. То есть рамочные законы мы все приняли, якобы технически на законодательном уровне наши производители готовы выходить ... Мы приняли еще в 2014 году стандартизации, метрологии, технические регламенты, очень много всего сделано в части безопасности пищевых продуктов - это ключевое, потому что Европейский Союз делает акцент именно на потребителя - это в Украине иногда делается акцент на предпринимателях, чтобы поддержать производителя - там совсем другая философия ведения торговли, где делается акцент на потребителя, то есть нужно доказать, что твой продукт, в первую очередь, какие ним и безопасным, а второе - это то, что он может конкурировать на европейском рынке. Так вот, несмотря на то, что рамочные законы были приняты, они не работают, потому что очень много нужно сделать на имплементационном уровне не только Министерству аграрной политики, а с другой стороны, и нашим предпринимателям, потому что они элементарно не готовы выходить на европейский рынок . И именно поэтому, например, был жест доброй воли от Европейского Союза - они нам отменили почти 90% ввозных пошлин: «Торгуйте, границы открыты. Докажите, что ваши продукты или определенные товары соответствуют нашим критериям по качеству и безопасности - пожалуйста, можете свободно торговать ». И у нас оказалось очень мало предпринимателей, которые готовы этим воспользоваться. Соответственно, если бы качественно была проведена домашняя работа по реформам, то экономический эффект от первых двух лет действия Соглашения об ассоциации был бы гораздо больше.
Общественное пространство: Или, по Вашему мнению, украинцы готовы ценностно в Европейский Союз, потому что, с одной стороны, мы любим демократию, хотим в Европу, мы за это стояли на Майдане и т.д .... Даже европолитики недавно вспомнили: "Вот украинцы умирали за европейские ценности, а вы, британцы, хотите выходить из Евросоюза". Но, с другой стороны, нам порой не хватает толерантности и других вещей, поэтому по Вашей оценке, насколько мы ценностно готовы вступить в Европейский Союз?
Мария: Я бы даже сказала, что ценностно мы сейчас больше европейцы, чем те европейцы, географически находятся в Европе (хотя мы знаем, что Украина является центром Европы). Возможно, - я хочу звучать максимально дипломатично, - иногда создается впечатление, что мы уделяем внимание определенным ценностям намного больше, чем представители других стран-членов ЕС, так ценностно мы, конечно, готовы. Более того, надо обращать внимание на то, что евроинтеграция нужна не Европейскому Союзу, а в первую очередь, нам, украинским. Здесь важно посмотреть, как украинцы воспринимают европейскую интеграцию, то есть это для них. Здесь будут очень интересные факты. Например, ценности будут где-то в конце списка, так как рядовые граждане - несколько исследований делалось по этому поводу - воспринимают евроинтеграцию самом деле очень-очень просто: для них это достойный уровень жизни, достойный уровень заработных плат, пенсий, медицинское страхование, медицинская реформа, образование , возможность ездить Европейским Союзом без виз - и потом, конечно, идет вопрос ценностей. Хотя ценностно мы уже там, и в течение Революции Достоинства просто еще раз это доказали.
Общественное пространство: Кстати, Вы упомянули такое горячее вопрос, который постоянно всех интересует - безвизовый режим. Какие у Вас предчувствие: это уже реально для нас?
Мария: Конечно, это реально. Единственное, на что я постоянно обращаю внимание - нашим политикам и чиновникам, видимо, надо поучиться ответственности. Когда они дают какие-то обещания или делают декларации, касающиеся судьбы всего народа, надо больше ответственности. К примеру, когда Украинский было обещано, и обещано Президентом, безвизовый режим, - если я не ошибаюсь, он должен у нас уже быть в 2015 году, или раздаются обещания, что Украина станет членом Европейского Союза через 10-15 лет или до 2020 года ... Здесь надо быть очень осторожными. Во-первых, не все зависит от нас, во-вторых, мы можем просто не успеть с реформами, потому что во всем, что касается безвизового режима, вступления в Европейский Союз, политическая надстройка, а есть конкретные, узкие, профильные, сложные, болезненные реформы, которые необходимо осуществить для того, чтобы получить тот же безвизовый режим или какую-то перспективу членства в Европейском Союзе.
По безвизовому режиму мы выполнили все, что от нас требовал Европейский Союз, мы получили положительное решение - теперь мяч на поле Европейского Союза. Я очень скептически настроена относительно того, что они успеют принять какое-то решение в своих летних каникул - у них также есть летние каникулы, к которым осталось несколько недель. Поэтому вопрос безвизового режима для Украины будет рассматриваться уже на новом этапе, который будет в сентябре. Есть определенный позитив, потому что присутствует политическая воля поднимать этот вопрос, акцентировать на нем внимание со стороны Украины и со стороны европейских коллег и партнеров. Нам в очередной раз, как и с голландским референдумом, не повезло попасть в один пакет, так сказать, с Турцией, Сербией, особенно с Турцией. Сейчас вопрос номер один для наших чиновников, экспертов и всех, кто коммуницирует на высшем уровне с Европейским Союзом - это то, чтобы мы были разделены, чтобы вопрос Украины рассматривался отдельно: например, в пакете с Грузией, потому что невозможно сравнивать Турцию и Украину, поскольку по Турции еще больше политических вопросов. Я остаюсь оптимистом: мы можем получить безвизовый режим уже до конца этого года, но нужно работать и работать над этим.
Общественное пространство: В Украине существует немало инициатив, которые работают именно над вопросом европейской интеграции - Национальная платформа Восточного партнерства Платформа гражданского общества Украина-ЕС - на сколько, по Вашей оценке, эти и другие организации консолидированные и влияют на ситуацию?
Мария: Я думаю, все очень просто - чем больше, тем лучше. Только Иванна Климпуш-Цинцадзе назначили профильным вице-премьером, она проявила доброжелательный жест - собрала представителей всех общественных организаций, работающих в сфере европейской интеграции, евроатлантической интеграции, и провела учредительное совещание. Там поделились тем, чем мы, например, можем помочь вице-премьеру, чем вице-премьер может помочь в нашей деятельности. И теперь работаем, с одной стороны, непосредственно с вице-премьером, с другой - много где по деятельности пересекаемся с другими инициативами. Вы назвали две, но их, конечно, больше. Если принимать во внимание экономические и другие реформы, связанные с Соглашением об ассоциации, то будет очень широкий круг организаций, которые так или иначе сотрудничают и по экологии, и по антикоррупции, и с судебной реформой, и децентрализацией. Собственно говоря, Реанимационный Пакет Реформ - это тоже такая зонтичная инициатива, которая работает и с экономической евроинтеграцией, и с вопросами международной политики, международной безопасности. Платформа Восточного партнерства - это определенная надстройка, потому что они работают как раз в рамках Восточного партнерства, а это тоже евроинтеграция, но такая комплексная, потому что здесь есть взаимосвязь многих стран, которые входят в эту инициативу. Мы с ними очень хорошо работаем, даже на персональном уровне - по вопросам безвизового режима, назначения вице-премьера и тому подобное. Гражданская платформа Украина-ЕС - это вообще один из двусторонних органов, прямо предусмотренный Соглашением об ассоциации. Украина прошла достаточно длинный и в определенных вопросах проблемный период создания этой платформы но этот процесс почти завершен. Основной задачей этой платформы будет мониторинг выполнения Соглашения об ассоциации, а также участие в работе других двусторонних органов. Наша организация входит как раз в этой Гражданской платформы - это более широкое, общее объединения.
Общественное пространство: На сколько тема евроинтеграции является ключевым для украинского?
Мария: Вообще это очень чувственная для Украинской тема. Мы знаем, как много жертв принесла Украине во имя европейской интеграции. И сейчас, если мы не будем демонстрировать обществу преданность этой идее, преданность тому, что мы готовы осуществлять эти реформы ... И реформы начинаются не из простых украинский, потому что мы поднимаем тарифы, говорим, что это требования европейской интеграции, что у нас должно быть рынок природного газа, у нас должны быть обоснованные тарифы, а в первую очередь, надо начинать с себя: я имею в виду, меньше коррупционных скандалов, больше реальных действий, реальных реформ. Так вот, если сейчас украинская власть потеряет шанс, в первую очередь, доверие украинского общества, то это будет очень-очень плохо, потому что мы не есть что предложить взамен.
У нас есть идея европейской интеграции, в свое время очень консолидировала украинское общество, объединила, как никогда раньше. Сейчас, по моему мнению, нужно смещать коммуникационные акценты - правильно подавать Соглашение об ассоциации, потому что это те реформы, которые нужны прежде всего нам, это не Евросоюз с нагайкой требует от нас: «Сделайте то, примите это, потому что мы не дадим вам денег! »- или, наоборот:" Вот будет политическое решение, и мы завтра Украина примем в члены Евросоюза ». Нет. На самом деле это те реформы, которые нужны нам для того, чтобы стать сильной, демократической, богатой страной, потому что, в первую очередь, европейская интеграция означает достаточно высокий уровень благосостояния, богатства и, конечно, демократии. Я уверена: если будет политическая воля на выполнение Соглашения и выполнения евроинтеграционного курса, то это пойдет на пользу Украине.
Общественное пространство: Кроме политической воли, мы, как общественные активисты как граждане, можем сделать, чтобы приблизить этот евроинтеграционный процесс, чтобы сделать Европу ближе к нам?
Мария: Можно работать в очень многих аспектах. Первый - и он является самым сложным - это сотрудничество с нашими органами государственной власти, с парламентом для того, чтобы их заставить, чтобы они не забывали, что евроинтеграция - это конкретные законы, конкретные директивы, конкретные реформы, которые надо делать на ежедневной основе. Это не так, что один евроинтеграционный закон, например, о Национальной комиссии по вопросам регулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг. Энергетический закон, энергетическая европейская интеграция - это огромные обязательства Украины перед Энергетическим Сообществом - этот закон депутаты не могут принять уже несколько лет. Последняя версия готовилась около года, было несколько попыток, было первое чтение - так вот, не могут за год принять закон. Общественные активисты обращать на это внимание чем больше, тем лучше.
Нужно брать другой темп - очень быстрый. Стоит вводит даже конкретный сессионный день один раз в сессионный неделю, чтоб воспринимать евроинтеграционные законы, или, например, чтоб каждый день был выделен определенное время на перечень тех законов, Которые идут на выполнение Соглашения о ассоциации. Далее - и здесь роль гражданского общества является не мене важной - это Проследите, как потом эти законы будут имплементовуватись. Потому что европейская интеграция - это не просто принять закон и отчитаться, нужно, чтобы прошло время, очень сложное время, чтобы посмотреть, как эти изменения будут действовать на практике. Например, медицинская реформа: там надо много времени для того, чтобы привести нашу медицинскую систему в соответствие с европейскими нормами. От этого выиграет, в первую очередь, украинский потребитель, украинский гражданин. Или, например, та же система безопасности пищевых продуктов - от этого выиграет украинский потребитель, это важно не только потому, что мы сможем торговать с Европой и всем миром, если будем соответствовать европейским стандартам, а потому, что наши продукты питания будут намного качественнее , намного безопаснее. Здесь снова потребуется участие гражданского общества, как классического watchdog: сидеть и наблюдать.
Еще очень важная роль и вспомогательная функция - коммуникационная, то есть объяснять и рассказывать, чем европейская интеграция, потому что у нас осталось очень много мифов, и они продуцируются специально, той же Российской Федерацией. У нас удивительно сильная пропаганда идет со стороны Российской Федерации, в том числе, что либо Украина не нужна Евросоюзу, или что Украина - это failed state (англ. Может, провальная государство), не сможет выполнить эту Соглашение, и вообще - никто нас не ждет в Европейском Союзе. Нужно коммуницировать на ежедневной основе, объяснять людям. У нас есть специальный компонент проекта, который назывался «сильные вместе! Восток ». Мы для себя выбрали определенные области Восточной и Южной Украины, в том числе и территории, которые освобождены, для того, чтобы проводить ежедневную информационную работу, объяснять, дискутировать. В дискуссиях есть возможность убедить человека. Когда ты спрашиваешь: «Чем для Вас является европейская интеграция? Чего Вы на самом деле боитесь? »- слышишь очень много мифов, по которым в простом общении можно элементарно человека убедить, объяснить.
Более того, мы проводили исследования: оказывается, 77% жителей Юга и Востока Украины хотят строить Европу в себя, то есть в нашей стране. Они способны терпеть определенные сложности в своей жизни, поддерживать сложные, болезненные экономические реформы для того, чтобы мы были схожими с европейцами по стандартам, по качеству жизни; но, например, вопрос членства не поднимался. По моему мнению, это наиболее правильный подход, возможно, именно так надо коммуницировать и объяснять нашу европейскую интеграцию. То есть мы делаем реформы, которые нужны для нас, для нашей страны, становимся действительно сильной экономически, политически, демократично, привлекательной и стабильной страной, а потом уже решаем вопрос членства.
Кроме того, в Украине - это тоже надо объяснять людям - очень много возможностей именно регионального лидерства. Если посмотреть политически и географически, мы находимся на пересечении, а для торговли это вообще идеальное местонахождения. Мы можем стать хорошим и очень перспективным хабом, логистическим, транспортным, экономическим, торговым, не только между Россией - Россия для нас сейчас сложный, так сказать, торговый партнер - но даже с Китаем, другими странами Азии и Европе. Это тоже надо развивать, и это тоже надо объяснять, потому что очень часто в общении с нашими грузинскими, молдавскими, азербайджанскими коллегами, как раз в рамках Восточного партнерства, мы слышим призыв к Украине: «Возьмите на себя функцию регионального лидера, возможно, нам тогда будет намного легче и лучше отстаивать свои интересы в Европейском Союзе и перед евроатлантическим альянсом ». Надо объяснять, надо говорить с людьми, надо их убеждать, надо их слышать. Ведь что фидбэк от людей не менее важным - это дает возможность каждый раз переориентироваться, поскольку реформы делаются не в кабинетах и не для кабинетов, они делаются для людей. Людей надо слышать, с людьми надо говорить, и в этом роль гражданского общества просто огромной.
Беседовала Любовь Еремичева
Работа над текстом Ирина Гузий
Какие у Вас предчувствие: это уже реально для нас?
Чего Вы на самом деле боитесь?